謝天君, Се, небесный правитель, в поздней китайской народной мифологии бог планеты
Хо-син (Звезда огня, т.е. Марс). Если судить по его биографии в мифологических источниках, Се тянь-цзюнь первоначально был хотя и необычным, но земным человеком и назывался Се Ши-жун (второе имя — Лэй-син). Его отцом считался Се Энь, а родился он будто бы в период правления танского императора Тай-цзуна (627–649). Рождению Се тянь-цзюня сопутствовали необычайные явления природы: с неба спустились огненные круги, напоминающие колеса (впоследствии они стали его неотъемлемым атрибутом), озарив пров. Шаньдун, место его рождения, ярким светом. Се тянь-цзюнь обладал необузданным, раздражительным и вспыльчивым характером, ему чуждо было чувство страха. Став взрослым, он был назначен начальником уезда Шаньинь (пров. Шаньси). На этом посту у него возник конфликт с вышестоящим сановником из Ляодуна. Желая получить от новичка взятку, сановник потребовал от Се тянь-цзюня преждевременно собрать налоги с жителей уезда Шаньинь и передать их ему. Однако Се тянь-цзюнь подал на него жалобу и сановнику выразили порицание. Когда сановник потребовал от него шлем и латы, сделанные им из ртути (?), тот изготовил и послал ему доспехи из кожи быка с прикрепленными к ней пластинками из олова, что было насмешкой над чиновником. В следующий раз вельможа, желая поставить его в трудное положение, предложил правителю провинции поставить Се тянь-цзюня во главе войск, направляемых против мятежников. Но Се тянь-цзюнь блестяще справился со своей миссией: он разбил мятежников и с триумфом вернулся домой. В награду за доблесть, смелость и честность верховный небесный владыка
Юй-ди после смерти Се тянь-цзюня присвоил ему титул Хо-дэ тянь-цзюнь, к-рый европейские синологи обычно переводят как «Небесный правитель благодетельной планеты Марс», тогда как более правильным является «Небесный правитель, обладающий магической силой огня». Се тянь-цзюнь стал богом (духом) Марса и в храмах, посвященных этой планете, почитался наравне с
Чжу-жуном, древнейшим божеством огня.
На народных картинах (
нянь хуа) Се тянь-цзюня обычно изображают в даос. головном уборе, стоящим на огненных колесах, с золотой плетью или мечом в руке; встречаются изображения, на к-рых у него три головы (три лица) и три пары рук.
Источники: Сюсян coy шэнь цзи (Иллюстрированные записки о поисках духов (трех религий)]. Кн. 3, цз. 2, [Б.м., б.г.], с. 4–5; Лидай шэньсянь тунцзянь (Всеобщее зерцало бессмертных в хронологическом порядке). 10, § 2, [Б.м., б.г.], с. 2–3.
Литература: Doré H. Recherches sur les superstitions en Chine, pt. 2 — Le Panthéon chinois (suite). T. 9. Chang-hai, 1915, р. 615–616; T. 10. 1915, р. 799–810; T. 12. 1918, р. 1214–1215;
Werner E.T.C. A Dictionary of Chinese Mythology. Shanghai, 1932, p. 167.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 565-566.